Press release

Сирийцы добиваются осуждения России Комитетом ООН по правам человека за атаки на больницы в 2019 году

Date
May 02, 2024
Contact
Communications
media@opensocietyfoundations.org
+1 212-548-0378

НЬЮ-ЙОРК. Российская Федерация обвиняется в Комитете ООН по правам человека в Женеве в преднамеренной атаке на больницу в Сирии. Эта новая правовая мера заостряет внимание на неоднократном применении Москвой военной силы против медицинских учреждений в Сирии, где российские войска поддерживали режим президента Башара аль-Асада.

Жалоба в Комитет, поданная 1 мая, касается серии авиаударов, нанесенных 5 мая 2019 года по хирургической больнице Кафр-Набаль в провинции Идлиб.

В ней российские ВВС обвиняются в убийстве двух гражданских лиц и создании угрозы для жизни всех, кто работал в больнице и пользовался ее услугами в то время: медиков, пациентов, обслуживающего персонала и посетителей.

Жалоба была подана в Комитет сирийцем, чьи два двоюродных брата погибли в результате атаки, а также гуманитарной неправительственной организацией Hand in Hand for Aid and Development, которая в то время оказывала поддержку больнице. Hand in Hand представляет интересы пациентов больницы.

Интересы заявителей представляют юристы программы «Правовая инициатива открытого общества», совместно с профессором Филипом Личем, профессором юридических наук в области прав человека в Мидлсекском университете Великобритании.

Представленные Комитету доказательства включают подробный отчет об ударах, нанесенных 5–6 мая 2019 года российскими ВВС по больнице в Кафр-Набале и трем другим больницам вблизи Кафр-Набаля в течение всего лишь 12-и часов. В момент нападения боевых действий вблизи больницы не велось, и она находилась на территории, контролируемой оппозицией, примерно в 20 км от линии фронта.

Вместе с жалобой приводятся многочисленные видео- и аудиозаписи, сделанные в то время, а также свидетельства очевидцев, которые указывают на непосредственное участие российских ВВС в координации и осуществлении атак. Эти материалы включают в себя наблюдения за российскими самолетами в соответствующем районе в соответствующее время, а также аудиозаписи переговоров между российским пилотом и российским наземным пунктом управления, в результате которых было дано разрешение на применение авиационных боеприпасов и подтверждено, что авиационные боеприпасы были сброшены именно в те моменты, когда удары были запечатлены на видео. Некоторые материалы, включенные в жалобу в качестве доказательств, были использованы газетой New York Times в специальном репортаже, опубликованном 13 октября 2019 года.

Фади аль-Дайри, директор организации Hand in Hand, cказал: «Удар российскими ВВС по больнице в Кафр-Набале — это хорошо задокументированное злодеяние, которое стало частью систематических атак на больницы и медицинские учреждения на подконтрольной оппозиции территории в Сирии в 2019 году. ООН передала России координаты больницы в рамках механизма ООН по гуманитарному деконфликтингу гражданских объектов. Сирийцы надеются, что Комитет по правам человека поможет хотя бы частично восстановить справедливость, признав правду об этой жестокой атаке и причиненных страданиях».

Джеймс А. Голдстон, исполнительный директор программы «Правовая инициатива», заявил: «Эта жалоба, поданная в ведущий международный трибунал по правам человека, разоблачает преднамеренную стратегию российского правительства и вооруженных сил, направленную на уничтожение медицинских учреждений, что является явным нарушением законов войны. Это должно служить напоминанием всем нам о том, что атака на охраняемые медицинские учреждения — будь то в Сирии, Судане, Украине или в секторе Газа — это чудовищное преступление, которое никогда не должно стать нормой».

Жалоба подкреплена экспертными заключениями, подготовленными организациями «Сирийский архив» и «Врачи за права человека». Сирийская гуманитарная группа «Белые каски» помогала в сборе доказательств. Организация «Врачи за права человека» задокументировала более 600 атак на медицинские учреждения в Сирии с 2011 года, причем в подавляющем большинстве случаев они были совершены сирийскими и российскими войсками.

Комитет по правам человека в Женеве — это орган, состоящий из 18 независимых экспертов, который следит за выполнением Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который подписали 173 страны. Согласно Факультативному протоколу к МПГПП, который Российская Федерация подписала в 1990 году, частные лица могут подавать в Комитет жалобы, связанные с нарушениями прав, на подписавшие его государства.

В жалобе Российская Федерация обвиняется в совершении явного и серьезного нарушения международного гуманитарного права путем преднамеренной атаки на охраняемое медицинское учреждение, что является нарушением права на жизнь, предусмотренного МПГПП. В результате атаки погибли два брата, а жизни всех, кто работал в больнице и пользовался ее услугами, оказались под угрозой. В это время больница работала в обычном режиме, и ни Россия, ни Сирия не предупреждали об атаке. Это не единственный случай, когда учреждение стало объектом нападения: больница Кафр-Набаль подвергалась атакам 13 раз в период с 2014 по 2019 год.

С юридической точки зрения, решение, вынесенное против России, позволит сформировать новую значимую судебную практику в отношении экстерриториальных обязательств государств в условиях вооруженного конфликта и подготовит почву для принятия прогрессивных решений другими органами и судами по правам человека.

Программа «Правовая инициатива открытого общества» является частью фондов «Открытое общество» и ведет стратегические судебные процессы по целому ряду вопросов, включая защиту прав человека и укрепление верховенства закона. Ее деятельность в Сирии включает поддержку усилий по привлечению высших сирийских чиновников и лидеров к ответственности перед национальными судами в Европе за преступления против человечности, совершенные на территории страны.


Related Work

Get In Touch

Contact Us

Subscribe for Updates About Our Work

By entering your email address and clicking “Submit,” you agree to receive updates from the Open Society Justice Initiative about our work. To learn more about how we use and protect your personal data, please view our privacy policy.